Головна | Реєстрація | Вхід | RSSЧетвер, 26.06.2025, 02:08

Сайт вчителя зарубіжної літератури-Крижановської Т.Я.

Меню сайту
Російська мова
Мої файли [9]
Файли з Інтернету [0]
Файли колег [0]
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 35
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Каталог файлів

Головна » Файли » Мої файли

Розробки уроків з російської мови Урок з російської мови у 7 класі на тему : "Морфология"
[ Викачати з сервера (90.1 Kb) ] 07.09.2015, 19:34

                   Урок-путешествие

по теме:

"Морфология"

7 класс

 

Цель урока:

 учить детей распознавать части речи в тексте;

развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;
воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.

Оборудование:

учебник,
компьютер,
сигнальные карточки,
мишень,
микрофон.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент.

Здравствуйте, дети. Давайте с вами поздороваемся (приветствие звучит в стихотворной форме).
А сейчас проверяем вашу готовность к уроку. Нам понадобятся учебники, тетради, ручки.
Сегодня мы отправимся в плавание по удивительной стране - Русский язык.
Мы с вами уже побывали в некоторых государствах русского языка - фонетике, лексикологии. Кто сможет мне напомнить, что это за разделы языка? (ответы детей).

Объявление темы и цели урока.

Молодцы, вы все запомнили. Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая расположена  на трех островах. Но чтобы мы не заблудились в морских просторах, что нам нужно? (подсказка детей).
Правильно, нам нужна карта! К счастью, одну такую волшебную карту мне подарил один мой знакомый литературный персонаж. Как вы думаете, кто бы это мог быть?
 Мальчик Джим из романа Роберта Стивенсона « Остров сокровищ» - ответы учеников (открывается презентация, карта)

 

Ой, что же это с ней? Все названия стерты! Это, наверное, оттого, что картой давно не пользовались. Но все еще можно исправить, достаточно только разгадать загадки волшебной карты и названия снова появятся. А в конце нашего путешествия мы сможем назвать острова, из которых состоит страна Морфология. Ну что отправляемся в путешествие?
Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».
Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», мы должны придерживаться таких  правил :

Отвечая на вопросы, поднимать руку.
Не выкрикивать.
Быть толерантными.

III .Изучение нового материала.

1.Самостоятельные части речи

1. Имя существительное

Первый остров состоит из шести частей.
Вот первое задание карты: необходимо при помощи ключа разгадать криптограмму, в которой зашифровано название страны (презентация)

Имя существительное

12; 5; 6; 4; 1; 2; 3; 4; 7; 8; 12; 7; 3; 9; 10; 11; 13; 3;

Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).
Работа с учебником (стр.158)
А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.
Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлётом они долго с криком реяли над рощей.

Молодцы! Смотрите, появилось первое название.

2.Имя прилагательное

Следующая страна острова – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Какая же это часть речи ?
Правильно, это имя прилагательное.
Работа с учебником (стр.158)
 Имя прилагательное – это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания, вставляя пропущенные окончания.
Тёпл… взгляд, тёпл… рука, тёпл… молоко;
 холодн… ветер, холодн… погода, холодн… утро;
ясн… зимн… день, ясн… зимн… погода, ясн… зимн… утро.

Умницы, как быстро вы справились с заданием. Вот и еще одно название появилось на нашей карте.

3.Глагол

А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова: иду, рисую, пишу.
Да, действительно это глаголы.
Работа с учебником (стр.158)
 Давайте сформулируем правило. Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Замените словосочетание одним словом с тем же значением.
Привести в исполнение - …, принять участие - …, задать вопрос - …, оказать влияние -…, дать приказание - …, оказать помощь -…,  бросить взгляд -…

     

4.Имя числительное

Вот уже три названия на нашей карте, а какая же это часть речи слово три?
Работа с учебником (стр. 158)
Действительно, это имя числительное, оно обозначает количество предметов или порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?
Игра « Три»

Три  -  какая  часть  речи:  числительное   или  глагол?    Когда  мы  можем  это  сказать  точно?  -  (Контекст).

Расскажу  я  вам  рассказ

В  полтора  десятка  фраз.

Лишь  скажу  я  слово  «ТРИ» -

Приз  немедленно  бери!       (на  столике  в  красивой   упаковке  -  приз)

Однажды  щуку  мы  поймали,

Распотрошили,  а  внутри

Рыбёшек  мелких  увидали,

И  не  одну,  а  целых ...   ДВЕ.

Мечтает  мальчик  закалённый

Стать  олимпийским  чемпионом.

Смотри,  на  старте  не  хитри,

А  жди  команду:

раз,     два,   ...  МАРШ!

Когда  стихи  запомнить  хочешь,

Их  не  зубри  до  поздней  ночи,

А   про  себя  их  повтори

Разок,   второй,   но  лучше   ...ПЯТЬ.

Недавно  поезд  на  вокзале

Мне  ТРИ   часа  пришлось  прождать.

...Ну, что  ж  вы  приз,  друзья,  не  взяли,

Когда  была  возможность  взять?

Назовите  числительные. 

Наша  научная  экспедиция  готова  продолжить  путь -  цели  и  задачи  ясны. Осталось  проверить снаряжение. Все  ли  необходимое  (знания)  мы  взяли  с  собой  в  дорогу?

-  Снаряжение. (Метод  «Микрофон») – устно.  Ученики отвечают  на  вопросы по  теории.

5.Местоимение

Посмотрите, опять криптограмма :

Местоимение

4; 3; 5; 2; 6; 1; 4; 3; 7; 1; 3;

Что за странное название- местоимение? Если вначале слова добавить букву В, а с конца убрать Е то получается вместо имени. Давайте попробуем разобраться, зачем нужна такая часть речи. Обратите внимание на текст:

      У меня есть товарищ Петя. Я сижу с Петей за одной партой. Петя хорошо учится. Недавно о Пете писали в стенгазете. По дороге в школу я всегда захожу за Петей. Мы идём через парк. В парке много зелени и цветов. За парком расположена школа.

Не кажется ли вам, что здесь что-то «режет глаз»?
Конечно, повторяются одинаковые слова. А можем ли мы этот текст исправить? (устно) Проверьте себя.

   

 У меня есть товарищ Петя. Я сижу с ним за одной партой. Он хорошо учится. Недавно о нём писали в стенгазете. По дороге в школу я всегда захожу за ним. Мы идём через парк. В нём много зелени и цветов. За ним расположена школа.

 

Работа с учебником (стр.158)

 

Вот и пятое название открылось.

6.Наречие

Опять какое-то непонятное слово на непонятном языке. Да это же ребус!

чие

ре

Попробуем его разгадать. Отлично, это слово – наречие.
Работа с учебником ( стр. 158)
 Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? как? послушайте, какую сказку я вам расскажу.

1. Проделки наречий

Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом -о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание — в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом — очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -о-. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами — сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать — вскачь и на скаку, из догонять — вдогонку, из обнимать — в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать — слитно или раздельно, а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому — через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.

А сейчас мы образуем наречия от разных частей речи:

Красивый – красиво

Низ – внизу

Правый – направо

Близкий -  близько

Мы разгадали все шесть названий частей острова. А кто сможет сказать, какими словами называются эти все части речи? (Самостоятельные части речи)

2.Служебные части речи

  Физкультминутка для пальцев.

Загибая пальцы, перечислите в нужном порядке все самостоятельные части речи.

1.Предлог

Однако у нас впереди осталось еще два острова, не задерживаемся, плывем дальше.
Какое странное стихотворение, кажется, здесь чего-то не хватает.

Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинки … окне,

Зайчик бегает … парте

И … карте, …стене.

Конечно, здесь не хватает предлогов. Они нам нужны для связи слов в предложении. Смотрите, появилось новое название, значит, мы правильно выполнили задание.

2.Союз

А теперь мы должны найти отличия в смысле приведенных предложений

Дети ходили в лес за ягодами и грибами.

Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами.

Чем отличаются предложения? (смыслом) При помощи чего меняется смысл? Как называется эта часть речи ?
Работа с учебником (стр.158)
Союз – часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.
Придумайте и запишите предложение с союзом и или а

3.Частица

А эти жители страны сами говорят за себя.
Записать стихи, вывести правила написания частиц.

Раздельно пишем бы, же, ли!

«На небе месяц вышел ли?

К утру бы снегу намело,

И как же было бы светло!»

(О. Кургузова)

 

Вначале-то запомни-ка пока:

Через дефис пиши частицы –то и –ка:

«А ты-то не забыл перед едой

Мыть руки кипячёною водой?

Помой-ка руки – ты играл в футбол –

И лишь потом садись за стол».

(О. Кургузова)

 

 Работа с учебником (стр.158)

Частицы вносят дополнительные оттенки в значения других слов или предложений. Придайте данному предложению значения отрицания, сомнения, утверждения.

Нам интересно название второго острова.

А кто скажет название второго острова? (Служебные части речи)

3.Междометие

•Остался только третий остров. Он называется междометие. Прослушайте немножко необычное стихотворение,  найдите междометия и определите их роль в речи.

ЖЖЖЖЖЖ

ЖЖЖ ТОП.

ЖЖЖЖЖЖЖЖ ЖЖЖ

ЖЖЖЖЖ ТОП-ТОП

Ж,,,Ж,,, ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

ЖЖЖЖЖ ШЛЁП!!!

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…….

БАЦ! БАЦ! ШМЯК.

ЖЖЖЖЖ И стало тихо.

БАЦ! БУМ! ДЗЫНЬ!..

(Т. Собакин)

Работа с учебником (стр.158)

Междометия выражают эмоции и побуждения, но не называют их. Приведите три примера междометий.

IV. Закрепление изученного материала.

Вот наша карта и открылась полностью. Посмотрите на нее и скажите, что же мы сегодня изучали на уроке (части речи). Так из каких же частей речи состоит страна МОРФОЛОГИЯ?
А в качестве закрепления изученного материала я вам предлагаю в предложении Мы сегодня изучали части речи определить части речи, пользуясь таблицей на странице учебника № 168.

V. Подведение итогов урока. Релаксация.

•Урок наш закончен, и я попрошу вас взять ваши кружочки и «выстрелить» в мишень – на красный фон прикрепляют кружочки те, кто все понял, на желтый – те кто не совсем все понял, и на синий – те, кто ничего не понял на нашем уроке.

Счастливого плавания!!!

Литература и Интернет-ресурсы

http://www.emeil:anastasia_kudn@mail.ru

 

                                                 Приложение

Презентация в программе Power Point

 

Категорія: Мої файли | Додав: slenggrant | Теги: уроки російської мови у 7 класі., морфологія
Переглядів: 894 | Завантажень: 16 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar
slenqqrant
Соціальні мережі
Пошук
Друзі сайту
  • uCoz Community
  • uCoz Manual
  • Video Tutorials
  • Official Template Store
  • Best uCoz Websites

  • Copyright MyCorp © 2025
    Сайт управляється системою uCoz